Previous Entry Share Next Entry
Aboa Vetus & Ars Nova
xtatti
Я добралась-таки до законсервированной финской культуры. Начала походы по церквам, музеям и прочим туристическим достопримечательностям города Турку. В выходные побывала в музее Aboa Vetus & Ars Nova. Неожиданно классный!

Не знаю, у кого как, но у меня музеи редко оставляют в памяти цельную атмосферную картинку, чаще - разрозненные образы закованных в стекло, огороженных, "мумифицированных" экспонатов, а иногда вообще - просто тупо галочку, что была, и ощущение "и чё?". Aboa Vetus однозначно ушёл в копилку прекрасных атмосферных воспоминаний.

Понравился даже отдел с современным искусством, которое я чаще всего воспринимаю с нервными хиханьками. Вообще там две очень разные части одного музея: Aboa Vetus (я так понимаю, это в переводе с латыни "старый Або") и Ars Nova ("новое искусство").

В бывшем доме-"дворце" крупного табачного дельца Реттига финны хотели устроить только музей современного искусства, однако, ковыряя землю в саду фабриканта, наткнулись на остатки средневекового города Або (именно так раньше назывался Турку). Город раскопали, а на его территории бонусом устроили музей Aboa Vetus.

Билет в музей стоит 8 евро. В стоимость билета включена экскурсия. Ну, то есть как. Если купить билет до 11.30, то в 11.30 можно сходить на экскурсию (они по графику), а если позже, то за ту же цену ходишь уже сам, без гида.

Покупаю билет. Говорю, что хочу англоязычную экскурсию. Жду гида и остальную группу в приятном музейном магазинчике. А потом - этот неловкий момент: я оказалась единственным желающим слушать экскурсию на английском. И мне её не отменили (!), а провели персонально (!). Финны удивляют каждый день. Кстати, занятно, что оба виденных мной там экскурсовода: и финно-, и англоязычный - мужчины (в России такое скорее исключение).

Экскурсия здоровская. Интересно, информативно. Да и сам музей вызывает много эмоций: узкая мощёная средневековая улица, кирпичная кладка стен, низкие своды, приглушённый свет. По мостовой можно пройти, под прохладными сводами - постоять, к кирпичам - прикоснуться. А ещё для полного погружения - шум улиц: скрип повозок, гомон людей, голоса городских животных - аудиозапись. Воспринимается очень органично и ненавязчиво.


DSCI0208

Узнала про застройку и направления улиц древнего Турку, обогатилась новыми подробностями про средневековые нравы, видела средневековые деревянные игрушки, детские кожаные башмачки, изъеденное временем оружие, костяные флейты и другие музыкальные инструменты, стилусы, которыми писали на вощёных дощечках ученики, шахматные фигурки, которыми баловались знатные горожане, осколки оконных стёкол... Очень много интересных штук!

А в Ars Nova я попала на тематическую выставку северных художников под названием "Идиллия". Акварели, фотографии, ДПИ, короткие фильмы, инсталляции, даже одна аудиозапись с традиционным исландским пением. Экскурсовод очень здорово помог во всём разобраться. Было классно. Многое казалось логичным, красивым и даже завораживающим. И никакого отторжения.

А вот тут внезапно родиной повеяло. Это представление об идиллии от шведской художницы по имени Tilda Lovell.

DSCI0212

Вот как-то так. Хорошо там.

P.S. Для сохранности стен в Aboa Vetus поддерживается прохлада. Интересно, что там творится зимой. И насколько сильное это испытание для посетителей?
Tags:

  • 1
я тут прочитала жуткую вещь про избушку на курьих ножках, мол раньше таким образом хоронили умерших - в небольших домушках, приподнятых над землей. Таким образом, Баба Яга - это "живой мертвец", посредник между мирами.

Ага, в точку. Есть такое вполне устоявшееся среди фольклористов мнение. Весь зал этой художницы (в музее выставлена не единственная её работа), собственно, и посвящён теме смерти.

  • 1
?

Log in